Алгебра, арифметика и биология

Сегодня у нас был пустой урок, заболел наш биолог. Мы давно уже завели такое правило: как только пустой урок, весь класс выбирает учителя. Веди урок, будто ты в самом деле преподаватель. Это очень смешно получается. Чаще всего это кончается тем, что на шум прибегает директор.

Сегодня выбрали меня. Я сел за столик учителя, сделал вид, будто открываю журнал:

—  Журавлева Валя, к доске! Журавлева у нас самая маленькая

в классе, но умница и дерется совсем как мальчишка.

—  Запишите, пожалуйста, на доске условие задачи.

—  Простите,— сказала она очень вежливо,— простите, но у нас сейчас биология, а не математика.

—  Это будет биологическая задача. Однажды в зоопарке я рассматривал зебр, серн, фламинго, нарвалов и бабочек. Всего я насчитал у них тридцать четыре ноги, четырнадцать крыльев, девять хвостов, шесть рогов и восемь ушей,— я хочу сказать, наружных ушей, а не внутренних. Сколько там было зебр? Сколько серн? Сколько фламинго? Сколько нарвалов? Сколько бабочек?

—   Гм! — сказала Журавлева. — Нужно иметь тридцать четыре головы, чтобы решить такую задачу. Попробую составить уравнения. Число зебр обозначим буквой х; а число серн — у; фламинго — z, нарвалов — и; бабочек— v. Первое уравнение у нас будет ножное:

4x+4y+2z+6v=34.

—  А почему ты пропустила нарвала? — крикнул кто-то с задней парты.

—  У нарвала нет ног,— уверенно сказала Журавлева.— Теперь у нас будет крылатое уравнение. Или крыльевое? Как сказать?

—  Как хочешь, лишь бы правильно составила.

Она написала:

2z+4v=14.

—  Теперь хвостовое уравнение…

—   Или хвостатое? — зашумели ребята.

Она написала:

x+y+z+u=9.

—  Теперь роговое. Вы, Александр Трататанович, конечно, считали, что у нарвала рог, хотя это, скорее, зуб или бивень, да вдобавок их у нарвала два, но один недоразвитый. Все же, поскольку нарвала обычно называют «морским единорогом», я буду считать его единорогом. Значит:

2у+u=6.

И, наконец, ушное уравнение:

2х+2у=8.

У Журавлевой получилась очень славная табличка — пять уравнений с пятью неизвестными:

ноги ……………………. 4x+4y+2z+6v=34 крылья ………………. 2z+4v=14 хвосты ………………..  x+y+z+u=9 рога …………………… 2у+u=6

уши …………………….. 2х+2у=8

Она посмотрела, посмотрела на табличку и говорит:

—  Александр Трататанович, позвольте мне решать без алгебры. Тут хватит и арифметики.

—  Пожалуйста, как хочешь.

—  Я начну с ушей. Кроме зебр и серн, ни у кого тут нет ушей, а у них по два уха. Значит, зебр и серн вместе четыре. Допустим, что зебра у нас одна, а серн три. Этого уже не может быть.

—  Почему?

—  По рогам видно. У трех серн шесть рогов, а в условии сказано, что шесть рогов было у серн и у нарвалов вместе. Значит, не может быть, чтобы была одна зебра. Допустим, их было две. Тогда серн тоже было две, по ушам опять же. Значит, у серн было четыре рога и два у нарвалов. Значит, было два нарвала. Теперь попробуем посчитать хвосты: два хвоста у зебр, два у серн, два у нарвалов, а вместе с фламинго девять; значит, было три фламинго. Пока все сходится.

—   Правильно,— говорю,— продолжай.

—   Если было три фламинго, у них шесть крыльев. А всего у бабочек и у фламинго четырнадцать; значит, восемь крыльев принадлежат бабочкам, бабочек тоже было две! Вот мы все и узнали.

—  Проверь по ногам,— предложил я Журавлевой.

—  Восемь ног у зебр, да восемь ног у серн, да шесть у фламинго, да двенадцать у бабочек. Так и есть, тридцать четыре ноги!

—  Молодец! — сказал я. — Ставлю тебе «отлично» сразу и по арифметике и по биологии. Первый раз вижу девчонку, которая знает, сколько ног у бабочек и сколько рогов у нарвала!

По привычке к нам заглянул директор.

—  О,— говорит,— что-то у вас тихо сегодня! Чем это вы занимаетесь?

Тут ребята как крикнут на разные голоса:

—  Алгеброй!

—  Арифметикой!

—  Биологией!

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Только сколько. Добавьте в закладки постоянную ссылку.