Многие десятилетия педагоги бьются в ожесточенных спорах о пользе и вреде раннего развития. Давно выявлены критерии полезности такого процесса. И они достойны внимания. Хотя бы для того, что бы понять подходит это ребенку или нет.
Польза от раннего развития наступает, если:
//—>
— ребенок мотивирован на вид деятельности, который ему немного не по возрасту. Мотивация должна исходить от самого ребенка. Иначе это бессмысленно. Занятие чем-либо без принуждения дают мощнейший толчок в развитии. Например, если ребенок обожает водные процедуры, то и с обучением плаванию тянуть не стоит. А если к занятиям прибавить изучение цифр в воде, то выйдет просто замечательно;
— заканчивают занятия раньше, чем ребенок почувствует усталость и скуку. Закреплять навыки необходимо на позитивной ноте;
— успехи ребенка имеют реальное воплощение. Например, создается полочка для поделок, коллаж из лучших рисунков ребенка;
— занятия проводят только в игровой форе. Раннее развитие вообще не предполагает других форм занятий;
— интеллектуальные занятия чередуются с подвижными. Например, водя хоровод можно читать стишок про буквы, который родителю придется выучить заранее. Отгадывать загадки и играть в мяч можно одновременно;
— одобрение и уверенность в силах постоянно подкрепляются родителями;
— обучение ведется в тех направлениях, в которых у ребенка есть способности.
Соблюдая эти непростые правила, родители могут самостоятельно направить ребенка по пути раскрытия способностей и формирования качеств личности. Стоит помнить, что необходимо так же предупреждать закрепление негативных качеств. Примером таких качеств могут стать шаблонность действий, самонадеянность.