«Узел? — сказала Алиса.— Дай-ка я помогу тебе распутать его!» (Это называется «эпиграф», — объяснил нам Головоломка,— какая-нибудь подходящая фраза из другого сочинения.) «Румяный блеск заката уже сменился темными тенями ночи; два путешественника торопливо — со скоростью шесть миль в час — спускались по обрывистому склону горы. Младший с легкостью серны перепрыгивал со скалы на скалу, спутник же его с трудом поспевал за ним. Как водится в таких случаях, первым прервал молчание младший.
— Ну и веселенькое местечко! — воскликнул он.— Не приходилось тут спешить, когда мы подымались в гору!
— Да, уж это местечко!—откликнулся второй со стороны.— Наверх мы карабкались медленно, по три мили в час.
— А с какой скоростью мы шли на ровном месте? — спросил младший, потому что он слаб был в расчетах и предоставлял возиться с этим своему старшему спутнику.
— Четыре мили в час,— устало ответил тот.— Ни одного унца больше и ни фартинга меньше!
— Было три часа пополудни, когда мы вышли из отеля,— задумчиво сказал младший.— Вряд ли поспеем мы к ужину. Чего доброго, хозяин и вовсе откажется нас покормить!
— Только бы не остаться нам без сладкого,— вздохнул старший.— Девять часов будет к тому времени, когда мы доберемся до отеля. Немало же миль отшагали мы нынче!
— А сколько? Сколько? — воскликнул веселый малый, вечно жаждущий знания.
Старший помолчал.
— Скажи,— ответил он после минутного раздумья,— который был час, когда мы достигли вершины горы? Нет нужды в большой точности,— добавил он, прочтя недоумение на лице юноши.— Скажи хоть с точностью до получаса. Этого вполне достаточно. Тогда я скажу тебе с точностью до последнего дюйма, как далеко успели мы пройти между тремя и девятью часами.
Тяжкий вздох был единственным ответом юноши, а исказившиеся черты его лица и глубокие морщины, появившиеся на его челе, обнаружили весь ужас арифметической агонии, в которую поверг его этот вопрос».
— Вот и весь узел,— сказал Головоломка.—Теперь возьмите карандаш и бумагу, я прочту «узел» снова, а вы запишите коротко условие задачи.
Мы с Семеновым сделали это, и вот что у нас получилось.
Два путешественника провели время с трех до девяти часов в пути; они шли по ровной дороге, подымались в гору и спускались с горы; на ровном месте они делали четыре мили в час, при подъеме в гору — три мили, а при спуске — шесть миль. Требуется определить, какое расстояние они прошли, а также (с точностью до получаса) время, когда они достигли вершины.
Мы грызли эту задачу, как маленький щенок грызет большую кость: только зубами щелкали, а как взяться за решение, не знали. Альфа и Бета пытались помочь нам, но ничего из этого не вышло. Головоломка, видно, пожалел нас и опять запел свою песенку:
Шли вместе юноша и старец От трех до девяти; Неважно, сколько им пришлось Равниною идти. Когда горы они достигли И начали подъем, Мне дела нет, мне все равно, Вопрос совсем не в том. Четыре мили в час их шаг По ровному пути, Три мили в час— подъем, и шесть, Когда с горы идти. А значит, если вместе взять Подъем и спуск, как раз Проходят наши удальцы
Четыре мили в час.
Неважно, сколько на закат Им вздумалось смотреть,— Две трети их пути подъем, А спуск одна лишь треть. Две трети по три мили в час, Треть третья по шести,— Так, значит, скорость их четыре
Была на всем пути
.
— А! Теперь я знаю, как распутать этот узел!—вдруг закричал Семенов.
— Тсс! — погрозил ему пальцем Головоломка.— Потерпи малость, дай и другим подумать.